Сделать домашней
Добавить в избранное
Написать письмо

Как выбрать жидкокристаллический монитор

Вы захотели купить новый монитор. Какой брать? Это, скорее всего, уже не будет кинескопный (CRT, ЭЛТ) монитор, так как сегодня найти их в магазинах весьма проблематично. Значит придётся покупать жидкокристаллический (LCD, TFT, ЖК) монитор. Однако перед тем, как идти в магазин, желательно подзаправиться информацией о предполагаемой покупке, не доверять же слепо продавцам, которые заинтересованы продать Вам подороже залежавшийся товар, неизвестно где и кем собранный. Самое простое — это зайти в Интернет и почитать материалы по ЖК мониторам. Что же мы там найдём? Информации, действительно, много, но информации довольно специфической. От рекламных проспектов, восхваляющих ту или иную модель, до статей, насыщенных специфическими формулами и графиками; от сугубо субъективных оценок того или иного монитора, до работ, поясняющих принципы работы разных типов матриц на уровне кристаллов. И всё это, к сожалению, обильно сдобрено противоречивыми данными и откровенными ошибками. Попробуем же разобраться во всём этом материале, не хваля конкретные модели мониторов (не занимаясь рекламой) и не вникая в тонкости физики ЖК матриц (жидкокристаллических «кинескопов»). Вначале, естественно, нужно определиться с диагональю экрана. Казалось бы, чем больше, тем лучше! Но это не так. Есть физиологические пределы на размеры монитора для непрофессионального использования. Экран домашнего монитора находится примерно на расстоянии 40-50 см от глаз пользователя (как книга). Задача в том, чтобы при работе на компьютере свести к минимуму утомляемость глаз, не вертя при этом шеей влево-вправо. Также не надо забывать, что верхний край экрана должен находиться на уровне глаз. Простой эксперимент показывает, что такому условию соответствует диагональ 19 (максимум 20) дюймов (1 дюйм равен 2,54 см). Всё, что больше, приводит к повышенному напряжению глаз, а значит, и к ухудшению зрения. И только для профессионалов необходимы мониторы большого размера (например, для вёрстки газет или конструирования самолётов). С диагональю определились — это 19 дюймов или 49 см (20 дюймов равны 51 см). Следующий шаг — разобраться с разрешением экрана, т. е. с числом строк (горизонтальных линий) и столбцов (вертикальных линий). Для этого посмотрите простую таблицу:
14” — 600х800
15” — 768х1024
17” — 1024х1280
19” — 1200х1600
Что мы видим? Обычные ЭЛТ мониторы имеют разрешение от 480х640 до обозначенного в таблице. ЖК мониторы такой гибкостью не страдают — они хорошо показывают только на одном определённом разрешении. Однако, пройдясь по компьютерным магазинам, Вы увидите много 19 дюймовых мониторов, имеющих разрешение 1024х1280, т. е. одинаковое с 17 дюймовыми. Это как же так? На привычном расстоянии от глаз они будут демонстрировать повышенную (по сравнению с 17”) зернистость изображения, поэтому их придётся отодвинуть чуть дальше. Но, в таком случае, видимый угол 19 дюймовых станет таким же, как и у 17 дюймовых! Та-а-кс… Или делаем шаг назад и переводим взгляд на 17 дюймовые мониторы, или делаем шаг вперёд и обращаем внимание на 20 дюймовые, которые уже имеют разрешение 1200х1600. Однако, помнится, у продвинутых 19 дюймовых ЭЛТ мониторов разрешение доходило даже до 1440х1920, хотя, думается, для непрофессионального использования мониторам больше 1200х1600 не нужно. Обладателям же не самой быстрых видеокарт вообще лучше ограничиться 1024х1280, что нас опять приводит к 17-19 дюймовкам.
С разрешением экрана тесно связана такая характеристика, как размеры «зёрен» — ширина и высота точек изображения (пикселей), которые находятся в диапазоне 0,2-0,3 мм. Пусть мы имеем 19 дюймовый экран, тогда его стороны будут примерно равны 29 смх39 см. Делим высоту на 1200 строк и получаем размер пикселя 0,24 мм — вполне реальная величина. Отсюда делаем вывод, что скоро появятся 19 дюймовки с разрешением 1200х1600. Выше Вы могли заметить, что разрешение 1024х1280, применяемое в 17-19 дюймовых мониторах, несколько выпадает из ряда. Отношение строк и столбцов прочих разрешений равно 3:4 (как и соотношение сторон экрана), а у этих получается 4:5. Поэтому можно предположить, что в дальнейшем всё-таки появятся «нормальные» 17”-19” матрицы с 960х1280 или 1024х1365. Для полноты информации надо заметить, что выше говорилось о «квадратных» экранах (точнее, 3:4), но в последнее время появились мониторы с более вытянутыми экранами. Они нужны для «комфортного» просмотра фильмов и ещё годятся для игрушек. Если есть желание взять именно такой монитор, то, учитывая появление нового стандарта телевидения (HDTV), которое имеет разрешение 1080х1920, можно порекомендовать мониторы с наиболее близким значением 1050х1680 (диагональ 19”-20”). Есть ещё характеристика — частота смены кадров. Для кинескопных мониторов она колеблется от 50 до 130 герц (число кадров в секунду), но кадровая частота (вертикальная развёртка) ниже 85 Гц нежелательна, так как даёт заметное мерцание, что приводит к утомляемости глаз. С жидкокристаллическими мониторами дело обстоит иначе. Не будем вдаваться в подробности, но 60 Гц для них считается нормой. Мало того, ходят слухи, что большинство ЖК экранов реально выдают именно такую частоту, а заявленные 65-75 Гц — не более чем фикция, впустую нагружающая видеокарту. Хотя, ради любопытства, всё равно узнавайте этот параметр.
Следующий шаг — разобраться с величинами яркости и контрастности. Долго думать здесь не приходится: чем больше — тем лучше. Яркость продаваемых сейчас ЖК мониторов бывает от 200 кд/кв. м (кандел на квадратный метр) и выше. Брать надо те, значения которых хотя бы не менее 250 (лучше, чтобы яркость в мониторе регулировалась лампами подсветки, а не матрицей). Контрастность (отношение уровня белого к уровню чёрного) современных мониторов позиционируется от 400:1 и выше. Выбирать желательно мониторы с контрастностью не менее 600:1. Но не обманитесь, некоторые фирмы приводят в рекламе значения (как они называют) динамической контрастности (DC), поэтому если Вы увидите величину 2000:1, то смело делите первое число на три. Вообще-то функция DC реализуется на аппаратном уровне, когда в зависимости от яркости сюжета меняется и яркость ламп подсветки. Кому как, но лично мне достоинства DC кажутся сомнительными.
Пришло время разобраться с временем отклика! Что под этим подразумевается? Изначально под этим термином подразумевалось время (в миллисекундах), которое требуется пикселю монитора, чтобы перейти из чёрного состояния в белое и обратно в чёрное (rise & fall). С этой величиной у ЖК мониторов вечная проблема и решается она по-разному. Можно, например, улучшать характеристики матрицы, а можно подать в нужное время в нужную точку матрицы повышенное напряжение, чтобы заставить жидкие кристаллы быстрее поворачиваться. Последний метод получил название RTC (компенсация времени отклика), иногда его называют overdrive. Чтобы наглядно продемонстрировать работу RTC, фирмы меняют метод измерения отклика и показывают усреднённое значение перехода пикселя из серого в серый (gray-to-gray или GTG). Отсюда совет, глядя на рекламные характеристики мониторов, необходимо уточнять, как там измерялось время отклика. В любом случае брать для дома монитор с откликом более 6 мс (GTG) или 18 мс (rise & fall) уже нежелательно. В отличие от динамической контрастности, компенсацию времени отклика надо признать удачным приобретением (когда эта функция правильно настроена). Ещё одна проблемная для ЖК мониторов характеристика — углы обзора. Что такое угол обзора? Возьмите кинескопный телевизор, под каким бы углом мы на него ни посмотрели, изображение остаётся хорошим. С ЖК матрицами это не получается! Стоит отодвинуться в сторону, как картинка ухудшается. Это самое неприятное (во всяком случае, для меня) в таких экранах. Данную проблему решают двумя способами: или улучшают матрицы, или меняют метод измерения. В рекламах можно увидеть сегодня числовые характеристики от 130 градусов до 178 (выше 180 просто не может быть!) по горизонтали и вертикали. Казалось бы, что ещё надо. Однако смотришь на мониторы и спрашиваешь себя: «Куда подевались все эти градусы?» Итак, давайте разберёмся, что же там всё-таки мерят. Мы помним, что приемлемая контрастность изображения должна быть не менее 600:1. Но это при взгляде на экран под прямым углом, при взгляде со стороны контрастность будет уменьшаться. Считается, что тот угол, при котором контрастность становится 10:1 (ухудшение в 60 раз!) и есть угол обзора, который надо давать в прайсах. Однако некоторые фирмы, особо не афишируя, благополучно показывают тот угол, который у них получался при контрастности 5:1 (ухудшение в 120 раз!). Помня, что более 180 градусов угол обзора не может быть, хотелось бы пожелать фирмам ставить углы обзора, соответствующие контрастности 100:1. Иначе скоро эту угловую характеристику можно будет и не писать — у всех мониторов она станет запредельной! Все понимают, что картинка при контрастности 10:1 отвратительна, но другой угловой характеристики Вы не увидите. Остаётся лишь надеяться на себя! Перед покупкой монитор обязательно должен тестироваться (как это делать, читайте ниже). Для предварительного же отсева мониторов можно порекомендовать не брать в расчёт аппараты, с прописанными в рекламе величинами ниже 160 градусов. Увы, положение на сегодняшний день таково, что большинство мониторов при отклонении от центра дают заметное ухудшение изображения. Но мы ведь не требуем слишком многого?! Мы просто хотим смотреть на экран, получая одинаковую картинку, независимо от того, сидим ли неподвижно, как истуканы, или чуть-чуть шевелимся. А для этого, поверьте, не нужны углы обзора в 180 градусов, достаточно, чтобы в пределах угла обзора 90 градусов картинка оставалась более-менее одинаковой. Говоря о ЖК мониторах, нельзя не упомянуть и о цветопередаче. Фирмы обычно указывают для этой характеристики значения в 16,2 или 16,7 млн. цветов. Что это означает? Многие матрицы выпускаются 18 битными, т. е. они могут отображать лишь 262 тысячи цветовых оттенков. Поверьте, это крайне мало! Как высчитываются эти цифры? Мы знаем, что цветную картинку делают из трёх цветов (синего, красного и зелёного), поэтому 18 бит разделяются по 6 бит на каждый канал цвета. Однако 6 бит (в двоичной системе) дают 64 (в десятичной), то есть мы получаем 64 оттенка красного, 64 зелёного и 64 синего. Перемножив их между собой, мы и имеем 262144 возможных цвета. Если бы матрицы были 24 битными, то это уже было бы хорошо. Проделав аналогичные вычисления (24 бита, 8 бит, 256 оттенков каждого цвета, 16777216), мы увидим, что они способны воспроизвести 16,8 млн. цветов. Но это значение близко с теми, которые фирмы заявляют для 18 битных матриц! Как же на 18 битной матрице получается 24 бита цвета? Методом эмуляции недостающих цветов (FRC), когда недостающий цвет образуют из двух, которые имеются в палитре. В одном кадре передаётся первый цвет, в следующем — второй. Считается, что таким образом получается 16,2 млн. цветов. Если же к этому добавить метод дизеринга (дитеринга), когда недостающий цвет формируется рядом стоящими пикселями, то в рекламе можно смело писать 16,7 млн. цветов. Конечно, говорить о качестве такого цвета не приходится, оно (качество) реально появится лишь на 24 битных матрицах. Что ещё надо знать про ЖК мониторы перед походом в магазин? Конечно же о типах матриц! Они бывают TN (TN-Film), MVA или PVA и IPS — это основные типы, есть ещё их модернизации: S-TN, P-MVA, S-PVA, S-IPS и другие. NT самые дешёвые и самые быстрые (отклик), но и самые плохие по качеству картинки, углам обзора. Их наилучшее применение — динамичные игры. Отличительная особенность — потемнение изображения при взгляде снизу и пожелтение при взгляде сбоку. MVA и PVA одинаковые технологии, они занимают среднюю ценовую нишу и имеют хорошие углы обзора, но у них проблема с быстродействием (от чёрного к серому) и несколько подкачала цветопередача (на тёмных участках). Их можно применять везде, кроме быстрых игр и тех случаев, где требуется точная цветопередача. IPS самые дорогие, но и самые лучшие по качеству картинки, быстродействие — среднее, углы обзора — хорошие. Сейчас из всех матриц — они самые универсальные. Их отличительная особенность — при взгляде сбоку чёрные участки изображения приобретают фиолетовый оттенок.
Заканчивая описание мониторов, заметим, что многие из них оснащены помимо аналогового (D-Sub) входом DVI для цифровой передачи сигнала. Считается, что это улучшает качество передаваемой картинки, однако, на практике это не сильно заметно. Скорее всего, DVI больше подходит для профессиональной работы; но если в мониторе есть цифровой вход, то грешно им не воспользоваться (тем более, что почти все современные видеокарты имеют соответствующий выход). Вообще-то их бывает несколько вариантов: DVI-D (только цифра), DVI-A (только аналог), DVI-I (цифра и аналог), SL-DVI (одноканальный с полосой пропускания 165 МГц), DL-DVI (двухканальный — 330 МГц). Последний для мониторов с большим разрешением, например, 1200х1600 при 85 Гц или 1536х2048 при 60 Гц. Ко всему прочему мониторы могут иметь и встроенные динамики, но они годятся разве что для офисной работы, а для дома (даже для тех, кому медведь на ухо наступил) лучше брать отдельные колонки. Некоторые мониторы имеют и входа для подключения DVD плееров, есть и модели с ТВ тюнером. Нужны ли Вам все эти примочки — решайте сами. Оцените и внешний вид монитора — Вам на него придётся много смотреть. Желательно чтобы была регулировка по высоте, а кому-то может понравиться и Pivot — возможность поворачивать монитор и читать его как книгу. Имеются и прочие нюансы (например, различные покрытия экрана). Итак, вооружившись этими сведениями, идите по компьютерным магазинам и возьмите их прайсы, заодно приглядывайтесь к тем мониторам, которые что-то показывают. Дома, изучив в спокойной обстановке все эти листы, выберите для себя несколько моделей, подходящих по характеристикам и цене. Окончательный же выбор должен произойти уже в магазине при непосредственном знакомстве с мониторами. Как это делать? Алгоритм простой.
Выставите на компьютере, на котором будет проверяться монитор, нормальное для монитора разрешение, 60 кадров в секунду и разрядность цвета 24 (или 32) бита. При включении монитора к компьютеру по аналоговому разъёму, нажмите кнопку автоподстройки. Установите регулировками монитора комфортную для Вас яркость и контрастность. Попросите запустить тестовую программу. Таковой может быть, например, бесплатная программа «TFT монитор тест 1.52», которую лучше всего иметь и у себя дома, скачав с Интернета (в архиве около 300 кбайт). Мало того, предварительно посмотрите действие данной программы на ЭЛТ мониторе, чтобы иметь возможность сравнивать. Включите красное, зелёное, синие, чёрное, белое поле и оцените равномерность свечения экрана. Также смотрите во всех тестах под разными углами (слева и справа, сверху и снизу) на экран, чтобы оценить углы обзора. Помимо ухудшения контрастности обращать внимание нужно и на изменение цветов. Особенно показательно белое поле — отклоняйтесь в сторону, пока дальний от Вас край экрана не начнёт желтеть. Тестируя мониторы на углы обзора, одновременно ищите и битые пиксели! Белая или цветная точка на чёрном фоне (TN), тёмная или цветная точка на цветном или белом фоне (MVA, PVA, IPS). Это и есть битые пиксели, и это уже неустранимо, но, увы, не является той неисправностью, из-за которой Вам обменяют товар (до достижения некоторого числа таких дефектов — обычно 5-8). Перед дальнейшей проверкой поточнее настройте яркость и контрастность, для чего воспользуйтесь соответствующим тестом упомянутой выше (или другой) программы. Отметьте, что все серые полосы должны быть именно серыми, а не приобретать какой-либо цветной оттенок. Если это не так, то отрегулируйте цветовую температуру. Оцените цветовое разрешение, для чего нужна картинка с плавным цветовыми переходами или тесты с градиентом цвета упомянутой программы. Если цветовые переходы будут плавными, то хорошо, если яркость будет изменяться ступенями, то это показатель низкого цветового разрешения (если, конечно этих ступеней нет на исходной картинке). Обязательно опробуйте читаемость на экране различных шрифтов (виды и размеры) с привычного для Вас расстояния. Испытайте быстродействие матрицы, запустив тест с бегающим белым квадратиком на чёрном фоне. Яркость квадратика, его границы, шлейф за ним — на это надо обращать внимание. Если Вы прогоняли данный тест на ЭЛТ мониторе, то Вам есть с чем сравнивать. Заметьте, что шлейф на ЭЛТ мониторе был не результатом послесвечения люминофора (примерно 1 мс), а плодом инерции глаза (около 10 мс). На современных ЖК мониторах инерция глаза также будет влиять на увиденное — не забывайте про это. Программа позволяет уменьшать яркость квадратика до минимума — обязательно погоняйте тест при разных уровнях серого. Желательно попробовать и «неродное» разрешение 480х640х60 Гц и оценить «качество» картинки, ведь компьютер включается именно с таким разрешением. Испытайте и другие тесты программы. Вообще, если есть возможность, посмотрите на работу монитора в тех задачах, для которых Вы его берёте (игра, фильм, текстовый редактор). Увиденное должно Вас устраивать! Надеюсь, что какой-нибудь монитор Вам понравится. Выбирая, не забывайте, что одна и та же модель в разных партиях может серьёзно различаться по качеству. Дома же приобретённый монитор нужно будет полностью настроить, предварительно согласовав его и компьютер друг с другом.

Наверх | К списку статей | На главную страницу
e-Mail: vnp@.by       © vnp 2004-2019 vodn.info    © vnp 2004-2019 komp.vodn.info
Rating All.BY Каталог TUT.BY Рейтинг@Mail.ru Израиль - каталог сайтов, рейтинг, баннерная сеть, обзоры интернета Израиль - каталог сайтов, рейтинг,новости, обзоры интернета